Об «общественных» конкурсах фотографии и ожидании от оных. На примере конкурса сайта 35photo.ru в 2015 году.

Любые перепечатывания или перепостинг данной статьи может производится только с указанием авторства и/или источника(сайт: LynxPro.ru).
Перепосты и ссылки, призванные нести свет, добро и познание в массы — одобряются и приветствуются!
Любое копирование и распространение данной статьи невозможно без применения цифровых или бумажных носителей информации.
В случае обнаружения в тексте авторской собственности, или иных ценностей, следует осторожно, без повреждений, вернуть ее автору.
Любые переделки, «редакторские» правки, «выдергивание текста из коньтекста» и прочие журнашлюхинские изменения смыслов и сути, без разрешения автора — преследуются по всей строгости и ярости.

Сразу после подведения итогов конкурса Ежегодной фотопремии
«100 лучших фотографий» от сайта 35photo.ru за 2015 год мне уже довелось сделать краткую заметку о сути подобных конкурсов. Но на днях Рыси обнаружили у себя в почте письмо следующего содержания:

«Здравствуйте Рысь!
Спасибо за участие в 1-ой фотопремии 35AWARDS. Хотел бы вас попросить написать небольшой отзыв о прошедшей премии.
Хотим использовать отзывы на главной странице сайта, для того чтобы новые участники могли иметь представление о конкурсе.
Напишите пожалуйста отзыв в ответ на это письмо. Заранее спасибо!
P.S. Можно написать отзыв на вашем родном языке (он будет показан для участников из вашей страны или из вашего города).

C уважением,
руководитель проекта 35PHOTO
Валерий Кочергин
valery@35photo.ru«

Следует признать, что первая моя заметка, хоть и была исчерпывающей в сути, но написана совершенно без подробностей и деталей.

Краткость — сестра таланта. Если это про вас — то ссылка, со всеми ответами  — в первом предложении. Если же хотите увидеть разбор по полочкам, то читайте дальше, но потом не жалуйтесь!

Предупреждение! Для начинающих фотографов или просто некоторых людей, многие описываемые мною сегодня вещи могут показаться не самоочевидными. 

При этом, я вполне осознаю, что большую часть статьи пишу скорее для того, чтобы разложить по полочкам собственные мысли, да для небольшого числа собственных читателей, ведь достаточно наивно надеяться, что данная статья будет хоть как-то замечена на сайте 35photo.ru и прочитана, а скорее всего — она вовсе не будет там опубликована или упомянута. ;))

Критерии и логика отбора работ на конкурсы, организованные по принципам «100 лучших фото».

Краткое описание системы отбора и голосования работ на конкурсы типа «100 лучших фото»от сайта 35PHOTO.ru :

  • на первом этапе участники загружают свои фотографии и могут голосовать за работы других участников.
  • Работы показываются попарно для выбора «одной из двух».
  • Работы показываются анонимно, хотя понятно, что фотографии знакомых вы так и так узнаете.
  • Говорят, что работы показываются одноразово и уникально, и повторятся не должны. Повторяются, но это совершенно не критично, по мне — больше повторов в разных сочетаниях!
  • При отсмотре включены так же функции чистки неправильно поданных работ — с рамками, водяными знаками и прочим, так что пропихнуть фото где написан телефончик и е-мейл не особо удастся. ))
  • *Фотографии набирают баллы(обычно в процентах или числовом значении), которые являются пропускными к следующему этапу.
  • Проходит время, этап заканчивается, в следующий этап переходят фотографии прошедшие некий обозначенный барьер (50-70% или там сколько то баллов голосов). При этом, нужно отметить, что процентная система более логичная и правильная чем бальная(как напрмиер на сайте gurushots.com)
  • Каждый следующий этап называется покруче — полупрофессиональный, профессиональный, настоящее жюри, супер-пупер жюри, чуваки пившие с чуваками из Магнума, и так далее, от фантазии.
  • GO TO *

При отборе фотографий вам следует ЧЕТКО и НАКРЕПКО осознать, что, прежде всего, все ваши фото будут судиться… лайками. Да, да, как во всеми любимом и ненавидимом Вконтактике(и скажите спасибо если не как в Одноклассниках).

У ваших работ может быть мегаидея, несколько смыслов и подсмыслов, игра аллегорий в цветовых пятнах и отсылки к Иллиаде в ритме лестниц на заднем плане. Так вот — по большей части, все это не имеет совершенно никакого значения. Вне зависимости от того, насколько круты представители жюри,  что о вас говорили ваши учителя(при наличии оных), насколько мировые у них имена и с кем из них лично вы знакомы. 

Почему? Это следует из оценки из трех фактов:

Первый — конкурсы такого масштаба и концепции привлекают громадное количество участников. В этом году, в конкурсе awards.35photo.ru было зарегистрировано почти 36 тысяч участников. Еще раз — 36 тысяч! При минимальном числе работ от одного участника — 4, максимальном, кажется- 8, получается, что на конкурс было подано от 150 до 200 ТЫСЯЧ фотографий.

Второй факт — человек смертен и конечен. И кушать хочет. И спать. И члены жюри не исключение. Все 24 поименных человека.  Простая арифметика дает нам порядка 7-9 тысяч кадров на каждого члена жюри. Понятно, что вдумчиво оценить такое количество работ человеку просто не под силу, поэтому в таких конкурсах вводится «поэтапная» оценка.  С целью хоть как-то снизить нагрузку на профессиональным жюри.

И, если на «вершине» этих этапов находятся «боги фотошопа и полного кадра», которые отточенными органами чувств осчусчают завал горизонта на 1/10 градуса, то у основания сей «пирамиды судейства» кто? Правильно — обыватели. 

Да, это Пункт №3.  Мы с вами.

Школьники; студенты; мамы с  маленькими детьми;, тридцатилетние тети без детей; «перевзрослевшие из пленки и сразу на кэнон»;  бывшие студенты, от тоски офисной работы схватившиеся за фотоаппарат; нераскрывшиеся и непризнанные гении; просто талантливые, но еще не заматеревшие ребята; искатели другого пути или себя — не в коньяке так в видоискателе, провинциальные бомбилы, осознавшие что человек это наверное звучит гордо и хотящие бриться по утрам, не отводя глаза от зеркала, а еще толпы «графоманов от диафрагмы» всех цветов и расцветок, благо уровень входа в фотографию сейчас упал ниже каблука той самой невесты-на-ладошке. 

Я знал, что рано или поздно мы перейдем и на эту дрянь.

Еще раз, кто не понял: что попадет в руки настоящего жюри, а что — нет, решаем мы, вы, и «воон та группа в полосатых купальниках». Причем, решаем чаще всего бессознательно, кстати. И у каждого из голосующих есть свое мнение, понимание прекрасного, или просто желание «зачмырить всех соперников». И хоть пообрезайте себе все обе мочки ушей тупым канцелярским ножом — ситуации это не изменит.

«пауки в банке — бегут по кругу…»

Если же отвлечься от рысиного словоблудия, а так же обвинения в человеконенависничестве, зависти, желчности и прочих…, то мы имеем следующие выводы:

  1. Путь к вершине и признанию профессионалами в подобных конкурсах лежит через толпу. Для страдающих излишним человеколюбием — «через признание масс!».
  2. Люди, какими бы они уникальными не были по одиночке, при сведении в достаточно большую группу подчиняются строгим и жестким законам поведения. 2*2=4 — просто таки выборная демократия по сравнению с оным.
  3. Чем большее число из голосующих(а это все те же 36 тысяч!) человек, уловят в вашей работе что то родное/важное/актуальное/няшное/ябысфоткал — тем больше у вас шансов.
  4. Да, где-то там, среди них/нас есть и те единицы, кто по достоинству «увидят, поймут и проникнутся вашим уникальным кадром.» Но статистика, она как гравитация — враг космонавта и бессердечная сука.
  5. Все заверения организаторов типа «Разберем все ваши фотографии», «у нас овер 8000 профессиональных жюри», «щастье всем и никто не уйдет!», «голосование первого этапа — это просто чтобы показать, а на самом деле все-все работы будут смотреть проф-жюри»… Это все, как бы это помягче сказать — рекламный трюк.

Кстати, про 8200 специально отобранных профессиональных оценивателей:

Было особенно смешно, да. ;)) Если бы не было так печально. 

Однако, вернемся к теме.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы кратко сформулировать тезисы, отвечающие большинству ожиданий. Сформулируем их по «принципу Азимова» — т.е. каждый последующий включает в качестве обязательных пунктов все предыдущие:

  1. В вашей работе не должно быть тревожащих тем, надрыва, депрессии. Да, кто-то это оценит. Но не большинство. Большинство людей в нынешнее время и так находятся в состоянии перманентного жизненого стресса от перегрузки нервной системы. Заветы Ильи Лагутенко, по сохранению нервной системы канули в Лету вместе с двухстысячными.
  2. из предыдущего пункта — чем больше в кадре жизни, радости, жизнеутверждения, тем больше у него шансов вызвать положительные эмоции у зрителей/оценщиков.
  3. Спокойные тона и цвета, или если  уж яркие, то не вызывающие диссонанса — «экспрессионистам вход закрыт!». В качестве примера можно посмотреть работу занявшую третье место в номинации «Человек»(и, если честно, единственную из призовых, соответствующую названию номинации)
  4. Персоналии в кадре. Сиськи-котики-лисички. Ага, они самые. Сто тыщ лайкеров не могут ошибаться. Если же цинично, серьезно и практично, то:   Красивые и гармоничные девушки модельной и околомодельной внешности; веселые и счастливые дети; забавные/смешные/естественные зверики, непонятная «но типа завораживающая геометрия» в кадре. Еще всякой яркой и солнечной экзотики. Все это — самые выигрышные темы, вне зависимости от прочего.
    Русский человек же как-то  подутомился «рвать ткань», за последние 20-30 лет.Жанровым кадром из детского онкологического отделения в номинации «человек» его никак не привлечешь.
    Не потому, что фото из детской больницы будет плохим. Оно может быть просто ужасающе сильным, жестким и цепляющим. Но, большее число «судей-кто» с непроницаемым лицом кликнет мышкой на «-1»,  крича внутри себя: «Я НЕ ХОЧУ ЭТО ВИДЕТЬ! Я  НЕ ХОЧУ ОБ ЭТОМ ДУМАТЬ!»  Так что своей цели (задеть) такое фото достигнет. А вот попадания в топ конкурса  — нет. Кстати, о звериках. Вот, в качестве примера, две фотографии. Обе про хищных птиц. Только одна — победитель конкурса «100 фото» 2015 года, а вторая — на обложке(и статьей номера) январского выпуска National Geografic  

     

    И хотя работу Дмитрия Вилюнова, увидеть в полном размере мы не можем(почему — об этом ниже), но составить примерное представление — чем именно отличаются эти работы про хищных птиц и почему «одна тут, а другая — там», мы можем.

  5. Обязательна «фотошопная» обработка (хотя, конечно анималистики это не особо касается). Не забудьте про модные частотные разложения и пару-тройку самых распиаренных пресетов.  Лица девушек, детей, и котиков  — шопьте-шопьте. Увы, «реалистичная кожа» сейчас не в массовой моде. Только совсем не перешопьте. Если же чуть серьезнее — то не поленитесь наложить несколько коррекционных слоев в фотошопе, даже на совершенно жанровые кадры, исправляя всякие мелкие недочеты, ну а уж подрегулировать тени/света, и по маскам выделить нужное, глаза там посветлее, радужку порезче и прочие «уроки обработки портретов» — это, так сказать, обязательна программа. Есть отдельная категория фотографов, из числа посмотревших полдюжины уроков по обработке, и теперь лайкает тех, кто обрабатывает так же.
  6. Светосильный объектив. К счастью или печали, но тренд несложного (технически и художественного) приема выделения основных объектов съемки, за счет размытия планов — слишком прочно и занудно засел в умах многих современных фотографов, «фотографов» и «ценителей».

Итак, подытоживая — для обретения сколь нибудь призрачных или прозрачных шансов на победу ваша фотография должна быть:  Про красивую, с «бездонными» глазами, молодую девушку, в меру одетой/раздетой, в окружении стайки смеющихся и дурачащихся детей 5-12 лет, экзотической внешности, из Эквадора или Индии, на фоне осенних кленовых листьев. На фотографии должны быть четко видно что «фотограф старался и фотошопил, и у него есть крутой светосильный обьектив».
Если на заднем плане будет пробегать небольшое фотогигиеническое стадо верблюдов с яркими попонами или лошадей Пржевальского, это будет дополнительным бонусом.

——————————————
Минутка едкого сарказма и прямого единственного мнения ИМЕННО о конкурсе сайта 35Photo.ru 

Уровень компетентности людей, занятых в организации конкурса и их отношению к участникам и зрителям конкурса, можно целиком и полностью оценить по тому факту, что оформление страницы с работами победителей ВСЕРОССИЙСКОГО конкурса они доверили человеку, жестоко искусанному Инстаграммом прямо в мозг. Причем, этот человек все детство сидел в кубической комнате, глядя сквозь квадратное окно, как пиксельные дети играют кубическим мячом.
Ничем иным, я не могу объяснить того факта, что все работы призовых мест, представлены на странице подведения итогов только в квадратном кадрировании, и никоим образом нельзя увидеть их, не то чтобы в полноформате, а хотя бы с родным кадрированием!
Про совершенно потрясающей красотыстранности, мудацкий факт, что работы «авторов также вошедшие в top100» невозможно увидеть совершенно, от слова «никак» — ни ссылками, ни превью размером со спичечный коробок, ни даже названиями работ — можно вовсе не упоминать. Это скорее даже логично «в стиле конкурса». Ссылок на победивших авторов, их профили или ресурсы, хотя бы на сайте 35Photo.ru тоже нет.
Столь наплевательское отношение ко всем участникам конкурса — попросту шокирует.
Со времени подведения итогов конкурса прошло несколько недель, и никому из «организаторов» совершенно нет до этого никакого дела. Ощущение, что все сводится к фразе: «бюджет освоили, пошли дальше не оглядываясь».

Собственно, если представители конкурса дочитали до этого места, и им еще интересно мое мнение об конкурсе — это было оно.
——————————————

Что делать и как жить?

Итак, вы подали фотографии на конкурс. Для упрощения ситуации будем считать, что вы подаете их на  начавшийся «100 лучших фотографий» 2016 года.

Главное это — последовательность и методичность. Как бэкап или баня — минимум раз в неделю. 😉

По умолчанию вы можете подать «бесплатно» от 2 до 5 фото. Базово, кажется 2, если член фотоклуба 35фото.ру, то 5. По дополнительному «фотоместу» вам дадут за пришедших и участвующих(это важно!)  друзей по вашей наводке-ссылке. Обычная практика для подобных конкурсов — при регистрации вам выдается уникальная пригласительная ссылка для спамления знакомых в личку и стенок в сосетях. Собственно все, что вам нужно — два-три откликнувшихся на приглашение друга, больше 2-3 дополнительных мест для фото вам все равно не дадут ;). В принципе, можно попросить любых знакомых, которым несложно потратить пару минут на регистрацию по вашей ссылке и заливке пары любых фоток со своего смартфона.

Еще есть «платные плюшки». Но об этом — позднее.

Дальнейший принцип работы можно охарактеризовать как «пинг общественности».

Внимание! перед тем, как поступать подобным образом — удостоверьтесь что интерфейс и правила участника конкурса позволяют стирать уже выложенные фотографии и заливать новые, на освободившиеся места. Например, иностранный сайт аналогичных мини-конкурсов GuruShots позволяет вам «замену», лишь при накоплении некоего количества бонусов/лайков на вашем аккаунте.

  • Заливаете по 2-3 кадра с пары фотосетов/сьемок/идей. Можно по одной, самой лучшей фотографии, на тему, но я бы рекомендовал, для начала, брать хотя бы по 2 штуки с каждой нравящейся вам съемки. И идете пить чай/лайкать-голосовать за чужие фото. Заодно и посмотрите общий уровень.
  • Через полдня смотрите ваш прогресс по лайкам (обычно показывают или в процентах, или относительно некоей шкалы). Запоминаете. Смотрите через несколько часов/дней.
  • Оставляете только те, что вышли «выше среднего». еще лучше — выше 60% от общего числа(обычно этот показатель присутствует на сайтах). Если у вас 2-3 кадра с одного фотосета — определяете среди них одного несомненного лидера, а остальные стираете без жалости.
  • Смыть-повторить, оставив только 1-2 несомненных топов. Лучше всего — запустить во 2-третий круг чистки работы в принципиально другом стиле/тонах/осмысленности. Посмотреть кто выигрывает. Оставить топа и пару «близких к топу».
  • Через неделю-другую повторить еще раз.

Т.е. говоря по простому — вам не нужно «продвигать любимую фотографию», вам нужно, пользуясь методами предоставляемыми сайтом — подобрать наиболее успешную фотографию, из всех своих возможных, которая сможет выйти в следующий тур.

Подобрали  разных «топовых» на «все свободные места»? — скиньте самую слабую или кривую. Попробуйте еще. Есть еще фотографии  «в том же стиле, что и  попадающие в топ 20-30% лучших», но нет больше места для закачки? Подключайте платное расширение количества мест. Если, конечно, уверены в себе и деньги на это есть. Вообще, платные условия следует подключать только в случае:

  • у вас есть для этого средства.
  • У вас есть что еще показать в конкурсе.
  • Вам крайне нужны плюшки, даваемые за платные услуги. Скажу сразу, если ни одно из ваших фото не поднимается «выше среднего» — забейте, ситуацию это не улучшит, принцип перехода количества в качество — не про сейчас.
  • Вам плевать на все проценты, вы просто ощущаете себя сибаритом. Вопросов нет, «Чувак, оно же должно быть в кайф!?» (с) Big Z.

Нет больше фото, все перепробовали, выше 50% не поднимается ни одно? Успокойтесь и налейте себе чая. До уровня одобрительных оценок конкретно этого конкурса вы попросту не доросли. Проведите время в рассматривании работ других участников. Если есть деньги — заплатите за опцию «видеть с чем сравнивают ваши фото» — полезно для саморазвития.

Небольшой практический пример.

Среди выставляемых лично мною работ, в 2015 году была работа с название «Магритт современности». Скажу по большому секрету — изначально это совершенно случайное фото, сделанное в порыве хулиганства и полета мысли во время обычной портретной фотосессии. Волею судеб она привлекла внимание куратора из Краснодара, участвовала в выставке в моем родном городе. Совершенно издевательским образом она кажется «лучшим фото за все последние годы». Типа глубокие смыслы и прочае.

А теперь скриншот с моими работами на 2-ом этапе голосования:

Если кому интересно, та самая моя работа прошедшая во второй тур,  ~60% положительных голосов:

На этом позвольте подвести черту в разговоре о системе оценки и правилах участия в подобных конкурсах.

И вот — конкурс позади.

Важный пункт — Не расстраивайтесь!

Если вы выиграли, или достаточно приблизились к победе в подобном конкурсе,это значит лишь одно — вы в состоянии производить достаточно КАЧЕСТВЕННЫЙ (ведь вас выбрало проф-жюри, как никак!), стабильный и нравящийся большинству людей продукт  — ваши фото понравились примерно 24.000 человек — это не хоть бы хны! И вы понимаете что именно нужно/можно делать/показывать/снимать для подобных конкусов.

Ну, или вы Мастер и вы получили таки свое признание, можно вылезать из под лестницы. 😉

Если проиграли, это увы(или ура?), не значит совершенно ничего. Ничего-ничегошеньки абсолютно!

Вы не вышли во второй тур, после «зрительской оценки»? Возможно вы непризнанный гений. Возможно — вы не умеете снимать или попадать в фокус. А может вы просто графоман. Или отобрали не те фото, не поймали волну. Или статистика сыграла с вами в свою любимую шутку, и вы оказались той самой монеткой, двадцать раз подряд выпадающей орлом вверх(элементарный, но зрелищный,  кстати, трюк, такой же, как и показывать «на спор» лист бумаги с отсутствующей  второй стороной)

Вы вышли во второй/третий/пятый, но не последний? Ну, значит вам хватило ума/вкуса/понимания для преодоления звукового барьера, но на профессиональном поприще — вам просто не хватает опыта/мастерства. Дело то житейское.

В конце концов — это опыт!

К тому же  вам дадут pdf-файл с дипломом участника! Можете распечатать и повесить на стену. Мой отправился в fujifilm instax SH-1 и выглядит так:

Я думаю, он так лучше всего смотрится.

Правда, вот с пафосным английским вариантом диплома выйдет облом. Тот имбицил, которого организаторы за миску похлебки подрядили делать автоматику выдачи дипломов, как-то не осознал того простого факта, что на русском сайте русского конкурса люди пишут свое ФИО кириллицей, а не на латынях, про кодировки ему тоже неведомо, поэтому английский вариант диплома выглядит как-то так:

Насколько я знаю эта ошибка все еще не исправлена, хорошо если вообще замечена организаторами. Кстати, надо бы распечатать себе английский вариант на А4 в хорошем качестве. Смотреться будет очень коньцептуально. 😉

К слову…

На недавно прошедший  LifePressPhoto — International Salon of reporter photography — было подано 6363 фото, и, хотя это достаточно сильно напрягло жюри,  они обошлись своими силами.

При этом статистика результатов и представление оных — поражает своей подробностью и полезностью.

И еще один момент. Про графоманство и талант. Лично мое мнение.

Каждый раз, когда вам с пафосом заявляют что любой успех(особенно у художников) на 95% состоит из труда и лишь на 5% из таланта, подумайте о… бронзе.
Бронза это сплав на основе меди. 95% меди и 5% олова.
Бронза.Металл создавший целую эпоху. На нем стояли Рим, Греция и Карфаген!
Но без 5% олова это всего лишь брусок мягкой, непрочной, местами ядовитой меди.
Подумайте об этом.

Связанные изображения: